Модели отношений. Развитие комплекса Анимы / Анимуса

размещено в: Диагностика, Психология | 0

В юнгианской психологии Анима и Анимус рассматриваются в качестве моста к нашей душе. Одним из способов переживания души является соприкосновение с уникальным самоощущением, которое остаётся после того, как мы сбросим все приобретённые представления и ложные убеждения о том, кто мы есть (Эго). После этого остаётся глубочайшее аутентичное выражение или суть вашего уникального существа, которое всё ещё является личностным. Иными словами, субъект, который не может стать объектом, – то есть сама душа. Этой уникальной сердцевине нашего существа ничего не известно о двойственности, возникающей в связи с противоположным полом, гендером или полярностью мужественности-женственности.

По мере развития нашей идентичности в детстве – в качестве девочек или мальчиков – мы неизменно, хоть и в различной степени, скрываем, отстраняем, отрицаем, подавляем и удаляем от себя проявления качеств противоположного пола. Поскольку все дети первые годы жизни проводят с матерью, этот сложный процесс протекает по-разному у мужчин и женщин.

Маленькие мальчики вскоре узнают, что они не похожи на мать, болезненно отчуждаются от неё и начинают отождествляться с фигурой отца, в то время как маленькие девочки понимают, что они подобны матери и отличаются от отца, который становится для них чем-то вроде загадки. Карл Юнг открыл этот процесс отделения и назвал отрицаемую женственность у мужчин Анимой, а отрицаемую мужественность у женщин Анимусом. Части этих отрицаемых (а потому неосознаваемых) реальностей, которые не признаются и возрождаются только в более зрелом возрасте, проявляют себя в качестве внутренних теней, которые покрывают часть души и впоследствии проецируются вовне на человека противоположного пола, что и называется комплексом.

Проекция Анимы происходит, когда вы чувствуете сильное эмоциональное (в противовес сексуальному или наоборот) влечение или угрозу, исходящую от ауры женщины. Если влечение оказывается взаимным и вы начинаете встречаться, то у вас возникает ощущение, как будто вы нашли свой дом и вернулись домой к своей давно потерянной любимой, родственной душе, или «духовному близнецу». Когда между вами царит гармония, возникает блаженное чувство завершённости. Без неё вы ощущаете тоску, а также страх потерять любимую и быть покинутым, возникающий, когда она отстраняется от вас или спорит с вами. Всё это выражено в текстах многих любовных песен, к примеру, «когда я нашёл тебя, исчезла пустота внутри» или «если ты оставишь меня сейчас, ты унесёшь с собой огромную часть меня», а также в кинодиалогах в духе «я люблю тебя, ты дополняешь меня», или женские слова «ты очаровал меня с первого взгляда».

Переживая нечто подобное, люди просто влюбляются в партнёра с совместимым комплексом Анимы/Анимуса. Через какое-то время на поверхность выходит боль разделения или нехватка любви/заботы, пережитые в детстве и ответственные за формирование комплекса. В особенности часто это случается после окончания «букетного периода», когда рушатся ожидания влюблённых, связанные с тем, что другой удовлетворит все их потребности в комфорте, принятии, достоинстве, понимании, близости, доброте, уважении, одобрении, эмпатии, поддержке, автономии и т. д. Иными словами, они начинают давить на больные мозоли друг друга, которые они не заметили поначалу.

Если вы цепляетесь за женщину и не можете её отпустить, безумно скучаете по ней, когда её нет, сразу же начинаете ревновать, как только она обращает внимание на кого-то или что-то другое, ужасно стыдитесь, если не можете сделать её счастливой, убегаете, чувствуя, что она вам угрожает, манипулирует вами, контролирует или подавляет вас, а также если вы чувствуете, что не можете без неё жить – хотя чтобы быть с вами вместе, ей необходимо измениться, – тогда вы знаете, где находится граница вашего комплекса и с чего можно начинать исцеляющую работу с травмированной Анимой. Ваша душа призывает вас к преодолению своего комплекса (и хочет пролить свет на вашу тень) с помощью осознания целостности вашей сути и её единства со всем творением (т. е. к Любви), в то время как ваше Эго пытается защитить вас от нового переживания боли, отстаивая чувство отдельной самости или цепляясь за то, что кажется вам спасением.

Если женщина также чувствует к вам эмоциональное влечение и вы решаете быть вместе как пара, несмотря на конфликты, которые неизбежно возникнут, тогда вы сможете поспособствовать процессу раскрытия внутреннего потенциала души друг друга, вместе встав на путь исцеления, роста и пробуждения. В этом случае вы становитесь настоящими родственными душами; двумя людьми, которые любят друг друга, но в то же время бросают друг другу вызов, чтобы преодолеть своё Эго. Это позволит полностью высвободить способность вашей души к безусловной любви, что будет полезно не только для вас, но и для вашей возлюбленной и всех живых существ. Рассмотренные выше процессы позволяют нам понять, чем «родственная душа» отличается от членов нашей семьи или друзей, которых мы можем нежно любить, но не тем особенным образом, который характерен для романтических отношений.

Пять стадий развития комплекса Анимы/Анимуса, которые рассматриваются ниже, позволят вам в общих чертах понять, как происходит развитие мужской Анимы и женского Анимуса. То, насколько запущен комплекс и на какой стадии реально находится взрослый человек, зависит в большой степени от его или её детства и предыдущего опыта отношений. Читая нижеприведённые описания, вы можете почувствовать, что одна или более стадий комплекса Анимы резонируют с вашим уровнем развития. Точно так же вы сможете распознать комплекс Анимуса у женщины, с которой вы встречаетесь (или встречались). Отметьте, что пятая стадия практически одинакова у обоих полов.

Стадии развития Анимуса у женщин

1. Мужчина как непонятный, чужой

Она боится, ненавидит и любит его.

Если женщину в детстве унизил или бросил близкий мужчина – к примеру, отец или человек, обладающий авторитетом отца, старший брат, дядя или друг семьи, – то на этой стадии она полностью отрицает и подавляет все аспекты своего Анимуса, который проявляется (и внутренне, и внешне) как нечто чуждое ей. Она доверяет своей матери и другим женщинам, но при этом не верит мужчинам, ненавидит и боится их. Это зачастую противоречит её странному любопытству по отношению к ним, которого она не может себе объяснить.

Это двойственное отношение к мужчинам может сделать её чрезвычайно соблазнительной, эмоционально зависимой и привязывающейся, а также вызвать тяжёлые проявления синдрома «соблазнения и отвержения». Как только мужчина становится к ней ближе, она отвергает его, однако потом возвращается и просит остаться с ней, когда он уже отдалился от неё. Она может разбить сердце слабого мужчины, который пытается доказать, что он отличается от других, хочет спасти её от страхов, таким образом попадая в созависимые отношения, по мере того как она завлекает его в свою патологическую игру в кошки-мышки.

В рамках своей cферы, связанной с домашним хозяйством, семьёй, а также традиционно женской рабочей средой (к примеру, работа школьным учителем, медсестрой, художником, садовником, терапевтом, целителем, ветеринаром и т. д.), такая женщина может казаться твёрдо стоящей на ногах и уверенной. За пределами своей сферы она перекладывает ответственность и работу на мужчин и более зрелых женщин.

2. Мужчина как отец, Бог или король

Она нуждается в его одобрении.

Самооценка женщины, находящейся на этой стадии, напрямую связана с реакцией и одобрением, которые она получает от мужчин. Ею зачастую движет потребность считаться самой привлекательной, а поэтому она постоянно отслеживает то, как её оценивают, с помощью внутренней мужественной способности к суждению и внешним отношениям с мужчинами. Это может привести к расколу внутри личности, когда в одних случаях она имитирует мужское поведение, чтобы им понравиться, в других же преподносит себя как сексуально соблазнительную роковую женщину (к примеру, как в фильме «Основной инстинкт»), чтобы сексуально привлечь их.

 

Она либо прячется за женственной маской прелестной внешности, грациозных чарующих манер и непринуждённого остроумия, либо начинает вести себя как «свой парень», подтрунивая над мужчинами, соревнуясь с ними, бросая вызов или как-то иначе показывая свою успешность. Женщины, находящиеся на этой стадии, тянутся к мужчинам, которых они считают более привлекательными, умными и волнующими, чем они сами когда-либо смогут стать. Они зачастую стараются быть достойными мужчин, ограничивая себя диетами, тяжёлыми физическими упражнениями, а также подстраиваясь под мужчин в плане интеллектуальных интересов, развивая новые таланты и проявляя сексуальную доступность, чтобы стать для них идеальными.

Если женщина застревает на этой стадии, она подвергает себя серьёзному риску впасть в глубокую депрессию, когда её красота и сексуальная привлекательность испарятся, а число мужчин, которые за ней бегают и восхищаются, поубавится. Тогда она может начать избегать любых близких отношений, поскольку её перфекционизм сильнее способности сопереживать и прощать свои собственные и чужие ошибки. Это может привести её к холодному и горькому самоотрицанию, в котором её тревоги выльются во всевозможные психосоматические болезни, к примеру, панические атаки, тошноту, проблемы с сердцем, усталость и боли в теле.

Сильный, сознательный и терпеливый мужчина (или хороший психотерапевт) может поддержать женщину на этой стадии и помочь ей обрести самодостаточность, собственные увлечения и идентичность, независимые от мужского одобрения, что затем позволит ей перейти на третью стадию развития комплекса.

3. Мужчина как герой

Она желает, чтобы он заботился о ней.

Женщина, находящаяся на третьей стадии, ищет в мужчине защитника и добытчика, обладающего силой, смелостью и и способностью удовлетворять её потребности, опекать её. За такого мужчину она захочет выйти замуж. Он представляет собой её идеальный (и часто нереалистический) образ принца на белом коне, который будет соответствовать её ожиданиям, обладая приятной внешностью, умом, солидной репутацией, стабильным финансовым положением, щедростью, лояльностью, чувством юмора, добротой, заботливостью, искренностью и верностью.

Чтобы пользоваться популярностью, такая женщина концентрируется на своей внешности, здоровье/физической форме и адаптируется к миру мужчин, получая высшее образование, строя карьеру, борясь за социальную справедливость или же спасая неудачный бизнес. Она выглядит достаточно самоуверенной и ожидает, что ей отплатят за её благожелательность. Такая женщина хорошо выживает в соревновательном мире мужчин, ведёт себя с ними на равных, готова брать на себя обязанности, а также выполнять необходимое до тех пор, пока её партнёр сможет давать ей больше в ответ, поскольку женщины хотят выйти замуж за более успешного мужчину.

В том случае, если её ожидания в отношении финансовой безопасности, социального статуса и преданности мужчины оправдываются, женщина будет поддерживать его и помогать ему реализовать свой потенциал на полную, при этом зачастую в ущерб собственной реализации. Это может вызвать в ней обиду и злость, когда она поймёт, что ей «отказали» в праве быть компетентной, а также когда её партнёру/мужу не удаётся соответствовать её постоянно растущим ожиданиям. Некоторые женщины, находящиеся на этой стадии, вступают на путь внутреннего развития, осознав преходящую природу своей физической привлекательности, успеха в союзе с мужчиной, а также невозможность получить адекватное признание в мужском мире. При переходе на четвёртую стадию развития комплекса Анимуса это может привести женщину к восстановлению своей женской независимости и взятию на себя ответственности за собственную идентичность.

4. Мужчина как независимое существо

Она хочет добиться независимости.

Женщина, находящаяся на четвёртой стадии, сознательно совершает выбор в пользу своих собственных интересов и самореализации – независимой от партнёра или мужа. Этот переход осуществляется, когда женщина осознаёт, что в течение всей жизни она конструировала свой опыт с оглядкой на мужчин; теперь же она хочет обрести собственную идентичность. Женщина больше не будет пытаться быть идеальной во всём, чтобы доставить радость партнёру (который представал в качестве героической отцовской фигуры на предыдущей стадии), поскольку она становится эмоционально свободной от его одобрения и поддержки. Открыв свой собственный источник самоценности и внутреннюю опору, она работает над восстановлением своей женской независимости. Предпосылкой для этого перехода является финансовая независимость, достигаемая собственным трудом или посредством других источников средств, зачастую доступных только для женщин, – к примеру, «удачный развод», алименты или пособие по уходу за ребёнком, щедрые любовники, поддержка родителей или социальные выплаты.

Вы поймёте, что ваша партнёрша вступила на четвёртую стадию развития комплекса Анимуса, когда она начнёт спорить с вами, меньше заботиться о ваших потребностях, стремиться к финансовой независимости, а также отказываться брать ответственность за сохранение ваших отношений. Если вы встречаетесь с женщиной, находящейся на этой стадии, важно понимать, что вы не виноваты в том, что рано или поздно боль отношений для неё перевесит страх расставания, а поэтому вам ничего не остаётся, кроме как беречь себя в эмоциональном и сексуальном плане, защищать те сбережения, которые по закону принадлежат вам (если нужно, с помощью сертифицированного аудитора или адвоката), и по возможности поддерживать её на этом переходном этапе, проявляя любовь и сопереживание. После расставания/развода такая женщина впервые почувствует себя свободной от оценки и потребностей мужчин.

Эти по-новому одинокие женщины теперь больше заняты решением проблем на работе, своими домашними животными и детьми, общественной деятельностью, повышением образования, ведением домашнего хозяйства, хобби, путешествиями и дружбой. В то же время они свысока смотрят на женщин, которые выказывают более мягкие или гармоничные черты характера и хотят быть (или уже находятся) в серьёзных отношениях с мужчиной. Женщинам на четвёртой стадии кажется, что их подруги, вступающие в отношения, всё ещё находятся на достойной сожаления второй или третьей стадии, которые предполагают зависимость от партнёра-мужчины (от которой они сами едва освободились). Тем не менее есть вероятность, что некоторые замужние женщины находятся на пятой стадии, которую женщины на четвёртой стадии ещё не могут распознать. Они не доверяют замужним женщинам, поскольку считают последних неразвитыми и зачастую жестоко соперничают с ними. Женщины на четвёртой стадии часто порывают с традиционной ролью заботливой матери, проявляют «жестокость из милосердия», а также ощущают удовлетворение вне отношений с мужчинами.

Несмотря на это, такие женщины, особенно пожилого возраста, испытывают страх одиночества в связи с опасением, что в разгар кризиса они могут потерять свои навыки и автономию. Это часто приводит к чувству неопределённости. С одной стороны, они втайне жаждут стабильности и поддержки, которую могут дать отношения с мужчиной в периоды стресса, усталости, одиночества или возникновения потребности в сексе. С другой стороны, они боятся, что их снова будут использовать, подчинять себе и повергать в состояние эмоциональной зависимости.

Отличительной чертой женщин, находящихся на четвёртой стадии, являются частые жалобы на отсутствие настоящих мужчин – подтянутых и привлекательных, умных, успешных, реализованных, зрелых, добрых, любящих, щедрых, развитых, поддерживающих, духовных и при желании/необходимости доступных для женщин, но одновременно гибких, нетребовательных и холостых.

Зачастую единственный способ разрешить эту дилемму для таких женщин – стать мужененавистницами – упёртыми одиночками, довольствоваться «друзьями-любовниками», которых можно «динамить», или же практиковать последовательную моногамию.

Если женщина, находящаяся на четвёртой стадии, с которой вы пытаетесь завязать отношения или вступить в брак, посылает вам противоречивые сигналы, отвергает вас или вовсе игнорирует, то в этом нет вашей вины. Эти женщины чрезвычайно независимы, бесконечно требовательны, их невозможно удовлетворить, и они боятся обязательств. Это, конечно, не является проблемой для мужчин, достигших четвёртой стадии развития своего комплекса Анимы, которую многие одинокие мужчины и женщины ошибочно принимают за высшую стадию личностного и духовного развития (к примеру, говоря, что я целостен и завершён, мне не нужен партнёр, который будет дополнять меня).

Если вы созрели до пятой стадии развития и встретили женщину, которая находится на завершающем этапе четвёртой стадии, то у вас, вероятно, получится терпеливо поддерживать её в этот переходный период, не говоря уже о том, что она станет великолепной возлюбленной.

5. Мужчина как равный партнер

Она хочет видеть его как равного и противоположного партнёра.

Подобно мужчинам на пятой стадии, женщины примиряются с тем, что конфликт и неопределённость являются неотъемлемой частью человеческих отношений, а также осознают важность партнёрства для их дальнейшего гармоничного психологического роста и духовного пробуждения. Обретая полную самодостаточность после преодоления своего комплекса Анимуса, она больше не воспринимает мужчин как чужих, высших, низших или независимых от неё. В женщине зарождается понимание того, что идея жизни в одиночку, идея одинокого жизненного пути, является искажённым представлением о человеческом существовании, поскольку мы никогда не проживаем жизнь в одиночестве.

Она видит, что, будучи людьми, мы имеем множество физических, экономических, сексуальных и психологических и духовных потребностей, которые не могут быть удовлетворены без другого человека. Наконец, она постигает тот факт, что гармоничная личность всегда развивается в системе «я-другой», а не через раскрытие своей независимой самости. Поэтому такая женщина стремится к материальной, интеллектуальной, эмоциональной, сексуальной и духовной синергии, которая возникает с мужчиной, относящимся к ней как к равной и противоположной (это означает противоположные полярности мужественности и женственности, но равные уровни развития сознания, равные права и обязанности). Поскольку такая женщина, возможно, никогда не вступала в отношения пятой стадии, она нуждается в руководстве мужчины (такого, как вы?), который находится на соответствующем уровне развития комплекса Анимы и сможет общаться с ней, используя свои знания в области интегрального подхода. Такие пары могут формировать независимые партнёрские отношения, которые позволяют им взаимно исцелять друг друга, учиться, расти, наслаждаться семейной и социальной деятельностью, одновременно работая на благо других людей.

Стадии развития Анимы у мужчин

1. Женщина как мать

Он нуждается в мамочке, которая о нём позаботится.

На первой стадии мужская Анима полностью привязана к материнскому образу. Он не обязательно воплощает его настоящую мать, но скорее образ женщины, которая является надёжным источником еды, безопасности и любви. Она воплощает в себе всё естественное, инстинктивное и биологическое. Мужчина с комплексом Анимы такого типа не может нормально существовать без витальной связи с женщиной и легко становится жертвой её контроля и эксплуатации. Он зачастую страдает от импотенции или вообще не испытывает сексуального желания, таких мужчин называют «маменькиными сынками». Этот тип охваченности Анимой может проявляться в страхе несчастного случая или болезней, а также в своеобразной серости личности. Греческие сирены или германская Лорелея воплощают в себе эти опасные аспекты Анимы, которые даже могут привести мужчину к смерти после разрыва любовных отношений, склонив к суициду.

2. Женщина как сексуальный объект

Он хочет, чтобы она делала ему приятно.

На второй стадии развития Анима является коллективным воплощением женской сексуальности. Это Мэрилин Монро, Мадонна или модель «Плейбоя». Мужчины, находящиеся на этой стадии, часто являются донжуанами, которые воспринимают женщин в качестве сексуальных объектов и постоянно впутываются в эротические приключения, иногда перерастающие в сексуальную одержимость. Такие отношения неизменно являются краткосрочными, поскольку мужчина не хранит верность, всегда ищет новый объект для завоевания, при этом ни одна женщина не может соответствовать его нереалистичному образу идеальной возлюбленной.

3. Женщина как жена

Он нуждается в её лояльности и поддержке.

На третьей стадии развития комплекса Анимы мужчина готов заботиться о жене и быть преданным своей семье. Он является любящим защитником и добытчиком, которого ищет женщина, находящаяся на соответствующей, третьей, стадии развития комплекса Анимуса. Мужчины с такой Анимой принимают свою партнёршу такой, какая она есть, до тех пор, пока она выполняет свою роль поддерживающей, нетребовательной, заботливой и верной жены, готовой заниматься сексом, а также остаётся любящей матерью для его детей. Сексуальность мужчины на этой стадии обычно интегрирована в отношения и не является автономной функцией, которая им движет. Он может отличить похоть от любви, что позволяет ему поддерживать длительные отношения (если женщина не покидает его), поскольку он понимает отличие между объектами сексуального желания и преимуществами верности в качестве партнёра/мужа.

 

4. Женщина как проводник, ведущий к творчеству и пробуждению

Он уживается с её стремлением к независимости.

На четвёртой стадии мужская Анима функционирует как проводник в его внутреннюю жизнь. Поскольку женщины на этой стадии становятся эмоционально и финансово независимыми от мужчин, они часто уходят и бросают своих партнёров против их воли. Это ставит перед мужчиной задачу по поиску других источников реализации, счастья, жизненной энергии, страсти, радости, цели, мира и любви. В процессе такого поиска у мужчины возникает желание ответить на глубинные вопросы жизни: «Кто я?», «Откуда я произошёл?», «Каков смысл жизни?», «В чём моё призвание?», «К какой цели я стремлюсь?», «Куда я иду?».

Размышления над этими вопросами, чтение книг, подобных той, что вы держите сейчас в руках, медитация или поиск связи с идущими теми же путями в мужских коллективах, церквях нью-эйдж, воркшопах на тему личностного роста позволяют мужчине осознать более глубокие уровни его бессознательной Анимы. Таким образом запускается освободительный процесс пробуждения к его аутентичной природе, истинной цели, искренним увлечениям, а также способности к безусловной любви, которая не зависит от отношений с женщинами.

Оборотной стороной этого процесса является то, что для мужчины может стать характерным поведение, описываемое как «кризис среднего возраста»: у него может развиться фобия обязательств, он вообще может начать избегать глубокой близости с женщиной, практикуя серийную моногамию или полиаморность, поскольку он не хочет жертвовать своей новообретённой свободой или ограничиваться одними отношениями. Это частичное пробуждение (идея жизни в одиночку не является интегральной, полностью осознанной или совершенной реализацией потенциала человеческого развития) преодолевается мужчиной, когда он переходит на пятую стадию развития Анимы.

5. Женщина как равный партнёр

Он относится к ней как к противоположному и равному партнёру.

Подобно женщине (смотрите ниже), мужчина, находящийся на пятой стадии развития комплекса Анимы, принял тот факт, что конфликты и неопределённость присущи любым человеческим отношениям, и видит, что их разрешение способствует постоянному процессу исцеления, личностного роста и духовной реализации. Он чувствует себя достаточно уверенным, спокойным и свободным для того, чтобы аутентично выражать свою сексуальную сущность (которая у гетеросексуальных мужчин чаще всего имеет мужественный характер) во взаимодействии с женским началом (Анимой). Это позволяет мужчине быть открытым к отличным от его мнениям, переживаниям и чувствам партнёрши – тут отсутствует страх, что это ставит его под угрозу, оскорбляет или сбивает с толку.

Аутентичные качества женщины, находящейся на пятой стадии, естественным образом дополняют его мужественность, и наоборот. Поскольку он нашёл свою собственную наполненную смыслом идентичность, которая не зависит от вдохновения, поддержки или одобрения, которые даёт женщина. Он уважает независимый авторитет своей партнёрши, а также не чувствует ответственности, стыда или тревоги, если она несчастна (это не умаляет значимость его сопереживания, заботы и преданности) и наслаждается её счастьем.

Он не цепляется за неё и не отталкивает её, будучи полностью открытым для женщины на всех уровнях своего существа, когда она рядом, однако оставаясь спокойным и удовлетворённым, когда она не с ним. Это позволяет мужчине вступать в зрелые моногамные отношения, в которых встречаются противоположные и равные партнёры и которые ведут к совершенно новому жизненному опыту, способствуют процессам эмоционального исцеления и глубоким духовным озарениям, закладывающим фундамент для альтруистических актов доброты и служения другим.

из книги “Интегральные отношения” Учик Мартин


Консультации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *